ГлавнаяКонтактыКарта сайта
ЕПОС
О компанииКомпьютерная криминалистикаВосстановление информацииЗащита информацииПроизводство и ITСервисНаши разработки

Расследование инцидентов, компьютерная криминалистика, информационная безопасность

Книжная серия Взгляд на жесткий диск изнутри




Архив статей


08.05.2001
Обзор графических решений для ноутбуков

Сергей ТКАЧЕНКО
инженер исследовательского отдела компании «ЕПОС»

Как много значит имя карты
Для многих геймеров крутых
.
(Чаще всего в индустрии видеокарт
побеждает тот, кого не принимали всерьёз.)

Народный ЕПОС

 

За последний год событий на рынке графических решений было предостаточно. На протяжении довольно длительного времени безусловным лидером в производстве графических чипов и видеокарт была компания S3. В 1997 году она охватывала до 58% всего графического рынка. Позиции S3 сильно пошатнулись с появлением 3D-акселераторов компании 3dfx. Ошеломляющий успех её акселераторов Voodoo заставил всех производителей взяться за разработку собственных версий 3D-акселераторов. Основные усилия разработчиков графических чипов сосредоточились на создании самого производительного чипа с 3D-акселерацией. Лидером долгое время оставалась 3dfx. Её чип Monster 3D Graphics казался непревзойдённым.

Но развернувшаяся в этой области конкурентная борьба закончилась полной победой компании Nvidia. Выпущенный ею в 1998 году графический чип Riva 128 практически догнал по производительности Monster 3D Graphics от 3dfx, но был дешевле. Видеочип GeForce 256 от Nvidia оказался более производительным, чем Savage2000, последний чип компании S3. Видеочип GeForce2 от Nvidia практически не уступал по производительности VSA-100 – последнему чипу компании 3dfx, оставаясь значительно дешевле последнего.

Бывшие лидеры, S3 и 3dfx, понесли огромные убытки и вынуждены были уйти с рынка. Графическое подразделение компании S3 было куплено тайваньской компанией VIA Technologies, а 3dfx вместе с патентами и заводами STB – компанией Nvidia.

Компания VIA известна как производитель чипсетов для материнских плат, а с недавних пор и как производитель процессоров для пользовательского рынка. Несмотря на покупку графического подразделения компании S3, VIA пока не выпускает графических чипов, а сосредоточила усилия на выпуске чипсетов с интегрированным видеоадаптером S3 (КМ-133, KL-133).

Компания Nvidia объединила свои наработки с наработками инженеров компании 3dfx, что позволило ей стать монополистом на рынке графических чипов.

Канадская компания ATI Technologies во время этой гонки за лидерство не потеряла своих позиций. Регулярно выпуская новые продукты, она поддерживала репутацию надёжного производителя графических чипов. Видеокарты на базе чипов от ATI (Rage 128, Rage 128 Pro, Radeon) всегда ценились практически на уровне видеокарт лидера рынка – Nvidia.

Таким образом, сегодня осталось уже только три фирмы-разработчика графических чипов: ATI, Nvidia и Matrox. Поскольку компания Matrox в последнее время сосредоточилась почти исключительно на выпуске продуктов для профессиональной работы с 2D-графикой и видеоизображением, то можно считать, что выпуском графических чипов для широкого применения занимаются только ATI и Nvidia. Причём на рынке настольных ПК компанией №1 на сегодняшний день является Nvidia, с большим отрывом опережающая компанию №2 – ATI.

А что происходит на рынке портативных компьютеров?

Основным преимуществом ноутбука по сравнению с настольными системами до недавнего времени была автономность работы и небольшие габариты. Какие приложения традиционно мог запускать владелец ноутбука на своём любимце? Только офисные. Ну, ещё мог сыграть в преферанс или другую игру, не требующую 3D-акселератора. Для новейших игр, да и для многих более серьёзных, чем офисные, приложений до недавнего времени ноутбукам не хватало мощности центрального процессора и объёма оперативной памяти. Возможности графического чипа даже не обсуждались.

В последние годы рынок мобильных компьютеров стал развиваться бурными темпами. Имеющиеся сегодня в продаже ноутбуки вплотную приблизились к настольным системам по вычислительной мощности. 25% от общего числа производимых компьютеров – это ноутбуки, и их доля продолжает увеличиваться. На рынок мобильных компьютеров выходят всё новые и новые игроки, такие, как, например, совместное предприятие Fujitsu – Siemens. Большой популярностью в настоящее время пользуются ноутбуки производства Fujitsu – Siemens серии Lifebook и, в частности, модель S6345. Это ноутбук «на все случаи жизни». Процессор – мобильный Intel Pentium III 700 МГц, чипсет – 440ZX, 128 Мбайт оперативной памяти, жёсткий диск объёма 10 Гбайт, встроенные сетевая карта и модем, 14,1-дюймовый TFT-экран. Благодаря графической подсистеме на базе чипа ATI Rage Mobility M этому компьютеру по плечу и современные игры. Не случайно модель S6345 пользуется популярностью среди молодёжи. По крайней мере, многие молодые люди горящими глазами смотрят на этот компьютер (рис. 1).

Рис. 1. «И я такой хочу!»

Последняя модель Fujitsu – Siemens –Lifebook X-7595 – способна впечатлить самого требовательного пользователя. «Малыш» собран на современном чипсете i815 EM. Процессор Pentium III 850 МГц. Оперативная память объёмом 256 Мбайт. Жёсткий диск ёмкостью 20 Гбайт. Встроенные сетевая карта и модем. Графическая подсистема на мобильном графическом чипе ATI Rage Mobility M4 с 16 Мбайт видеопамяти. Самая большая на сегодняшний день 15,1-дюймовая TFT-матрица обеспечивает разрешение 1400х1050 пикселов при 32-разрядной глубине цвета. И при этом компьютер отличается небольшими габаритами и современным дизайном (рис. 2).

Рис. 2. Ноутбук Lifebook Х-7595 производства Fujitsu – Siemens

Характерно, что все модели Fujitsu – Siemens оснащены графическими чипами от ATI. Это не случайно. Ситуации с графическими чипами на рынках портативных компьютеров и настольных систем существенно отличаются. В то время как Nvidia захватила гигантскую долю рынка настольных систем и стала практически монополистом в этом сегменте рынка, в секторе мобильных графических решений поставщиком №1 является канадская компания ATI. По данным Mercury Research, в 2000 году компания ATI занимала 57% рынка мобильных графических систем. При этом учитывается весь объём рынка, включая ещё не снятые с производства устаревшие модели, в которых довольно широко используются графические чипы от производителей, к 2001 году ушедших с этого рынка (например, Trident, Silicon Motion). В новые модели ноутбуков устанавливаются графические чипы практически только от ATI.

Успех компании обусловлен тем, что она первая, ещё в 1998 году, предложила для мобильных систем графический чип, имеющий и интерфейс AGP и 3D-акселератор. Это был модифицированный Rage 128. И до сих пор практически все самые новые ноутбуки содержат графический чип, прототипом которого является ATI Rage 128.

Но ATI Rage 128 – сейчас уже не самый новый чип. Последние акселераторы от Nvidia намного производительней. Добившись успеха на рынке настольных систем, Nvidia начала наступление и на рынке мобильных систем. Она разработала на базе своего чипа для настольных ПК GeForce2 MX графический чип для мобильных систем – GeForce2 Go. Да и сама ATI не собирается уступать позиции. У неё тоже имеется современный графический чип –Radeon. Более того, ATI давно уже разработала и мобильный вариант своего последнего чипа – Mobility Radeon.

Почему же новейших графических чипов нет в новейших ноутбуках? Это связано с длительным циклом разработки новых моделей ноутбуков.

В настольных компьютерах размеры материнской платы, расположение крепёжных отверстий и разъёмов подключения дополнительных устройств стандартизованы. Блоки питания настольных компьютеров имеют большой запас по мощности. Охлаждение элементов за редким исключением (см. «Люблю жару в начале года») не вызывает затруднений. Всё это позволяет производителям материнских плат для настольных компьютеров выпускать новинки, в которых применены самые последние технические решения. Эти новинки быстро внедряются, так как стандартные платы подходят к любому стандартному корпусу. Более того, можно заменить материнскую плату на самую новую, оставив остальную «начинку» как есть. Модернизация графической системы настольного компьютера вообще не представляет сложности: достаточно заменить видеокарту, и самые современные графические решения уже доступны.

Производителям же ноутбуков постоянно приходится решать проблему энергопотребления и проблему охлаждения элементов. Как правило, новейший процессор или графический чип не могут быть непосредственно применены в ноутбуках. Требуется разработка специальных разновидностей этих чипов, обладающих меньшим энергопотреблением и соответственно меньшим тепловыделением. Но даже после появления мобильных вариантов чипов до появления новых моделей ноутбуков проходит значительное время. Для каждой модели разрабатывается и своя материнская плата, и свой корпус. Обычно это занимает 3...6 месяцев. В некоторых случаях (например, при смене поколений процессоров) разработка новой модели ноутбука может затянуться на 8...11 месяцев. Более того, каждая модель ноутбука получается уникальной. Заменить какие-либо элементы, как правило, невозможно. Иногда даже замена жёсткого диска на более современный становится проблемой. Графическая же система конкретной модели ноутбука не подлежит модернизации вообще.

Поэтому новейшие графические чипы, Mobility Radeon от ATI и GeForce2 Go от Nvidia, станут доступными для пользователей ноутбуков в лучшем случае в июне 2001 года. Да и то только в составе новейших – и соответственно самых дорогих – моделей ноутбуков.

Тем не менее уже сейчас интересно получить представление, какой будет графическая система ноутбука с этими чипами.

Новейшие мобильные графические чипы

GeForce2 Go от Nvidia

В настольных компьютерах видеокарты от Nvidia, особенно на чипах серии GeForce, пользуются огромной популярностью. Естественно, все с нетерпением ждут, когда такие чипы появятся в ноутбуках. Появятся, конечно, но не на базе GeForce2 Ultra, как многим хотелось бы. Графический чип GeForce2 Ultra потребляет слишком много энергии и выделяет слишком много тепла, чтобы его можно было использовать в мобильных системах.

Мобильный графический чип GeForce2 Go создан на базе чипа GeForce2 MX, пользовательского варианта для настольных систем. Благодаря довольно низкой цене при приличной производительности графические чипы GeForce2 MX используют очень многие производители видеокарт. Графический чип GeForce2 MX поддерживает TwinView – технологию вывода сигнала на два приёмника. GeForce2 MX имеет два раздельных и независимых видеотракта и два CRTC (Cathode Ray Tube Controller), которые передают данные, сформированные графическим процессором, во встроенный цифро-аналоговый преобразователь (RAMDAC), во внешний, опциональный RAMDAC, в двухканальный передатчик цифрового сигнала или в телекодер. Шина памяти GeForce2 MX может быть 32/64/128-разрядной и поддерживать как SDRAM-память, так и DDR SDRAM. Конечно, по производительности будет большой отрыв между видеоадаптерами, построенными на базе 8-мегабайтной 32-разрядной SDRAM и 32-мегабайтной 128-разрядной DDR SDRAM. Всё это даёт возможность производителям на базе одного чипа GeForce2 MX реализовать несколько модификаций видеокарт (рис. 3).

Рис. 3. Видеокарты от PowerColor на базе графического чипа GeForce2 MX

Графический чип имеет встроенный блок трансмиттера Dual Link TMDS, позволяющий без дополнительных контроллеров подключать цифровые дисплеи, что весьма удобно для разработчиков и производителей ноутбуков.

В целом же GeForce2 MX (NV 11) является несколько урезанной версией GeForce2 GTS (NV 15). Ядро GeForce2 MX имеет два пикселных конвейера по два текстурных блока в каждом конвейере. GeForce2 GTS имеет четыре пикселных конвейера по два текстурных блока в каждом. Поэтому производительность GeForce2 MX теоретически в два раза ниже, чем у GeForce2 GTS. Но за счёт этого уменьшено энергопотребление.

Отличительной особенностью GeForce2 MX является наличие блока трансформации и освещения T&L, оставленного от «старшего брата» – NV 15. Раньше этот блок входил в состав только самых высокопроизводительных графических чипов. Это наводит на мысль о том, что в ближайшее время все игры будут с полной нагрузкой использовать блок трансформации и освещения не только в «продвинутых» настольных компьютерах, но и в ноутбуках. Со временем, очевидно, этот блок станет стандартным и многие серьёзные приложения тоже «научатся» им пользоваться.

Графические процессоры на базе чипа GeForce2 Go уже доступны производителям ноутбуков (рис. 4).

Рис. 4. Так выглядит мобильный графический процессор GeForce2 Go

Что, собственно, представляет собой новое мобильное ядро GeForce2 Go? От своего прототипа – GeForce2 MX – чип GeForce2 Go отличается незначительно:

  • снижена тактовая частота графического процессора и памяти;
  • для уменьшения тепловыделения и потребления чипом энергии понижено напряжение питания, подаваемое на ядро графического процессора.

На базе графического процессора GeForce2 Go один из лидеров в производстве ноутбуков –Toshiba разработала новую серию ноутбуков. Модель Toshiba Satellite 2805-S402 использует GeForce2 Go с 16-мегабайтной 64-разрядной памятью DDR SDRAM, при этом графический процессор функционирует на частоте 143 МГц, а память – на 166 МГц. Данный ноутбук позиционируется специально для геймеров и позволяет играть в любой обстановке, даже в самолёте, автобусе или на пляже (рис. 5).

Рис. 5. Мечта геймера: Toshiba Satellite 2805-S402

«Сердцем» Satellite 2805-S402 является процессор Pentium III 850 МГц. Под элегантным серо-синим корпусом скрывается 128 Мбайт оперативной памяти, жёсткий диск ёмкостью 20 Гбайт, встроенные модем стандарта V.90 и сетевая карта 10/100 Мбит. Жидкокристаллический экран ноутбука вне всяких нареканий – это активная матрица с диагональю 15,1 дюйма.

Новая серия ноутбуков Toshiba была анонсирована 9 апреля 2001 года.

Mobility Radeon от ATI

Нет ничего удивительного в том, что новый Mobility Radeon разработан на основе последнего графического чипа ATI для настольных систем – Radeon VE, который, в свою очередь, является урезанной версией Radeon – профессионального чипа для настольных систем. Это нормальный путь рождения мобильного графического чипа. Тем более что в целом и Radeon VE обладает неплохими характеристиками, в связи с чем находит применение в видеокартах для настольных систем (рис. 6).

Рис. 6. Видеокарта на базе графического чипа Radeon VE от ATI

Видеокарта поддерживает интерфейс AGP 2x/4x, имеет 32 Мбайт памяти DDR SDRAM, состоящей из 4-х микросхем, которые расположены на лицевой стороне печатной платы вокруг графического чипа (работают на тактовой частоте 183 (366) МГц). Графический чип закрыт приклеенным к нему радиатором.

Вентилятор отсутствует, и, как отмечает сама ATI, «он и не нужен, так как Radeon VE очень мало греется». На карте кроме привычного VGA-разъёма имеется также DVI-выход. Оба этих выхода совместно со встроенными в чип цифро-аналоговыми преобразователями (RAMDAC) и составляют, собственно, основу технологии HydraVision.

Графический чип Radeon VE включает только один пикселный конвейер, имеющий три текстурных модуля, а это позволяет обсчитывать всего 3 тексела за такт, что в два раза меньше, чем у полноценного варианта. Три текстурных модуля графического ядра будут интенсивно использоваться в будущих играх, но в существующих на данный момент играх не так уж важно, сколько текстурных модулей имеет графический чип (пикселные конвейеры других графических чипов компаний Nvidia и Matrox состоят из двух текстурных блоков), и на производительности это не сказывается. Дело в том, что современные игры (Quake III Arena, Unreal Tournament, Soldier of Fortune, Heavy Metal: F.A.K.K. 2, Flying Heroes) используют два модуля текстур, следовательно и у Radeon VE будут задействованы только два из трёх модулей. Например, при рендеринге сцены в популярной сегодня игре Quake III Arena ядро Radeon VE будет обрабатывать только два тексела за такт, так как дополнительный текстурный модуль просто не используется (ещё нет алгоритма, который задействовал бы при расчётах третий текстурный блок). ATI, выпуская акселератор Radeon и его модификации, надеется, что разработчики игр напишут новые алгоритмы для поддержки третьего текстурного модуля, что в конечном итоге приведёт к увеличению производительности и улучшению качества прорисовки сцен в 3D-графике. Основатель Id Software Джон Кармак и многие другие OpenGL-программисты (Брайен Хук, Джон Кэш) поддерживают идею использования дополнительной текстуры в играх. Но пока фактом является то, что все современные игры используют только два модуля текстурирования Radeon VE из трёх, и это, конечно, не позволяет чипу показать свою максимальную производительность.

В Radeon VE отсутствует блок Charisma – фирменное название геометрического сопроцессора, который есть в полноценном варианте Radeon. Исключив блок Charisma, ATI по существу лишила Radeon VE поддержки T&L. И это на фоне заявления АTI, сделанного семь месяцев тому назад, что их блок T&L превосходит по производительности аналогичные блоки конкурентов.

Самое же большое разочарование в связи с отсутствием блока T&L в Radeon VE – невозможность переноса расчётов трансформации координат и освещения с центрального процессора системы на специализированный геометрический процессор, что освободило бы ресурсы CPU для расчёта физики движения объектов или искусственного интеллекта ботов. Перенос расчётов трансформации координат и освещения на специализированный графический процессор, несомненно, отразился бы на уменьшении потока данных, передаваемых от центрального процессора, что привело бы к меньшему энергопотреблению CPU. В настоящее время поддержка T&L не влияет на концепцию игры, но похоже, что в ближайшее время, с появлением новых игр, ситуация изменится. Тем не менее сейчас отсутствие блока T&L практически не отражается на продвижении Radeon VE и даже снижает потребление энергии графическим чипом. Ситуация может измениться только с выходом игр нового поколения и приложений, в которых поддержка T&L станет уже обязательным условием.

Но разработчики добавили также и блоки, появление которых с радостью будет воспринято пользователями. Эти модули позволяют осуществлять вывод изображения на второй приёмник (добавлен второй RAMDAC и блок преобразования аналогового сигнала в цифровую форму).

Разработчики фирмы ATI также включили в ядра Radeon и Radeon VE технологию HyperZ на тайловой основе (разбиение экрана на квадратные фрагменты). Чип ATI, использующий эту технологию, отрисовывает полигон в обычном порядке, а затем в тайловом, а при закрытии тайлом полигона последний отбрасывается и в дальнейшем не принимает участия в рендеринге. По данным ATI, эта технология экономит 20% времени при рендеринге игровых сцен.

Тот факт, что разработчики ATI переносят эту технологию на мобильную платформу, радует, особенно на фоне ограничения пропускной способности памяти. Ядро Mobility Radeon поддерживает две различные шины памяти: 32- и 64-разрядную, в то время как в графических картах на базе Radeon, имеющих недоступную для мобильных ПК производительность в трёхмерной графике, используется 128-разрядная шина. Наиболее вероятные конфигурации графических карт на Mobility Radeon, будут использовать следующие подсистемы памяти: 32-разрядную DDR и 64-разрядную SDR. Хотя использование 64-разрядной DDR возможно, сомнительно, что производители захотят вкладывать средства в развитие этой технологии, поскольку намного легче взять на вооружение уже наработанные решения с использованием 32- и 64-разрядных шин для SDRAM-памяти, чем разрабатывать новую 64-разрядную DDR-шину. В любой популярной на сегодняшний день конфигурации, использующей 32- или 64-разрядную SDRAM, подсистема памяти запаздывает из-за очень узкой шины памяти. ATI обещает, что её графические решения для мобильных ПК будут работать с памятью на частотах от 168 до 183 МГц. Ни одно из этих значений не может удовлетворить заядлых геймеров, так как общая пропускная способность шины видеопамяти в данном случае находится в пределах от 1,3 Гбайт/с (166 МГц) до 1,6 Гбайт/с (200 МГц) [для SDRAM]. Для сравнения, пропускная способность 128-разрядной DDR-памяти равна 6,4 Гбайт/с, что обеспечивает более реалистичный уровень играбельности. По этой причине технология HyperZ будет уменьшать количество данных, передающихся по шине видеопамяти к графическому чипу Mobility Radeon. «Мрачная истина» этого материала состоит в том, что производители видеокарт для мобильного сегмента рынка вряд ли воспользуются радужными перспективами перехода на 128-разрядную DDR-шину видеопамяти. Что касается скоростных характеристик, ATI уже упоминала, что чип Mobility Radeon будет работать на частоте 166...183 МГц.

Существуют и более радикальные отличия между чипами Radeon VE и Mobility Radeon. Графический чип Mobility Radeon имеет дополнительные возможности, необходимые только GPU для мобильных систем. Ссылаясь на эти его отличительные черты, ATI утверждает, что он будет чрезвычайно популярен на рынке мобильных систем.

В Mobility Radeon включён блок iDCT, способный выполнить значительную часть работы центрального процессора при проигрывании файлов с использованием программного DVD-плейера. Согласно заявлениям ATI, из-за переноса расчёта отдельных фреймов с CPU на Mobility Radeon экономится заряд батареи на 20...30 мин просмотра фильма. Вторая новая технология, которую Mobility Radeon приносит в мобильные компьютеры, – это технология управления напряжением, подаваемым на графический чип. Она очень похожа на технологию SpeedStep от Intel: она управляет напряжением питания ядра Radeon и допускает работу графического чипа на двух различных тактовых частотах и двух напряжениях питания: «низкая» скорость при управлении от аккумулятора и «высокая», когда ноутбук питается от электросети. Также добавлена специальная функция, позволяющая пользователю динамически изменять тактовую частоту работы графического процессора и его напряжение, если, конечно, пользователь в этом нуждается. Конечно, пройдёт определённый промежуток времени, пока технология управления напряжением питания завоюет рынок.

У ATI имеется множество планов по своему мобильному Radeon, причём исключительно для трёхмерной мобильной высококачественной графики. Одна из новых идей: создание на основе этого чипа мобильного интегрированного решения All-In-Wonder (Mobility Radeon и TV Wonder). В этот продукт будет включена функция «сдвиг во времени», позволяющая переключаться между программами телевещания с определёнными временными интервалами и осуществлять запись телевизионных программ для их дальнейшего просмотра.

Тем не менее ATI в настоящее время ещё не поставила своим OEM-партнёрам ни одного чипа Mobility Radeon.

Сравнительные характеристики новейших GPU

Характеристики новейших графических чипов от ATI и Nvidia сведены в таблицу.

Таблица 1

Характеристики мобильных графических процессоров

Технические характеристикиMobility RadeonGeForce2 Go
Частота ядрадо 200 МГцдо 143 МГц
Количество пикселных конвейеров12
Текстурных блоков в конвейере32
Максимально возможная частота пикселной заливки (Pixel Fill Rate)200 Мпиксел/с386 Мпиксел/с
Максимально возможная частота текстурной заливки (Texel Fill Rate)600 Мтексел/с770 Мтексел/с
Интегрированный блок T&Lнетда
Видеопамять8/16 Mбайт интегрированной (внутренней) DDR SDRAM, возможна установка до 48 Mбайт внешней SDR/DDR SDRAMВнутренней памяти нет, возможна установка до 32 Mбайт внешней SDR/DDR SDRAM
Ширина шины внутренней памяти128-разряднаяНет данных
Ширина шины внешней памяти32/64-разрядная64/128-разрядная
Какой тип памяти поддерживаетсяSDR SDRAM / DDR SDRAMSDR SDRAM / DDR SDRAM
Максимальная пропускная способность шины памяти6,4 Гбайт/с – для внутренней;
3,2 Гбайт/с – для внешней
5,4 Гбайт/с
Частота функционирования памятидо 200 МГцдо 166 МГц
Акселерация декодирования MPEG2/DVDинтегрированный iDCT, компенсация движениякомпенсация движения
Внешний TV Tunerданет
Технология двух дисплеевHydraVisionTwinView
 

Представленная таблица не позволяет нам отдать предпочтение какому-либо чипу. У графического чипа Mobility Radeon от ATI больше отличий от своей базовой модели, и эти отличия (например, наличие технологии iDCT) определяются областью его применения – графические системы мобильных компьютеров. С другой стороны, GeForce2 Go обещает быть более производительным. Но как говорят в народе, обещать – это ведь ещё не значит жениться!

К сожалению, полное сравнение производительности двух мобильных графических чипов можно будет выполнить только тогда, когда на рынке будут доступны модели ноутбуков с этими чипами. Сейчас же можно только прогнозировать их производительность, используя видеокарты с чипами, на основе которых разработаны их мобильные аналоги. Такой прогноз доступен, например, на сайте www.tomshardware.com. Нет смысла пересказывать все результаты, но на некоторых всё же хотелось бы остановиться.

Рис. 7. Производительность новых графических чипов в самой популярной игре Quake III Arena

Как и было обещано, моделируемый графический чип GeForce2 Go явно превосходит по скоростным и динамическим характеристикам своего конкурента – Mobility Radeon. Более того, при увеличении разрешения с 640х480 до 1024х768 при 16-разрядной глубине цвета производительность чипа Mobility Radeon падает почти в два раза, в то время как у GeForce2 Go – всего лишь на 34%.

Рис. 8. Производительность новых графических чипов в OpenGL-игре MDK2

Графический чип GeForce2 Go от Nvidia по-прежнему опережает своего конкурента, Mobility Radeon от ATI. Однако при переходе от 16-битной к 32-битной глубине цвета у GeForce2 Go производительность падает в 1,41 раза, в то время как у Mobility Radeon – только в 1,12 раза.

Рис. 9. Производительность графических чипов в DirectX-игре MBTR

В данном тесте уже Mobility Radeon показывает гораздо лучшие результаты, чем GeForce2 Go.

Таким образом, результаты тестирования показывают, что оба графических чипа, Mobility Radeon от ATI и GeForce2 Go от Nvidia – это чипы примерно одного класса.

Заключение

Нужно иметь в виду, что оценка производительности новых мобильных графических чипов, Mobility Radeon и GeForce2 Go, является теоретической. На деле 3D-производительность выпущенных ноутбуков может значительно отличаться от предварительных результатов и будет зависеть от решения производителей, «выставивших» свои частоты на графическое ядро и память.

Несомненно и то, что Mobility Radeon и GeForce2 Go – очередной шаг по увеличению общей производительности ноутбуков. По усреднённым показателям производительность Mobility Radeon и GeForce2 Go будет примерно одинаковой.

Mobility Radeon, предлагающий не только большую производительность в трёхмерных приложениях, но и автоматическое управление потребляемой чипом энергии, оказывается более приспособленным для работы в ноутбуках. Сказывается большой опыт работы ATI на рынке графических решений для мобильных систем. Однако вопрос, какой чип окажется первым на рынке мобильных систем, ATI или Nvidia, остаётся открытым. По всей видимости, вопрос первенства будет решаться не в сфере технологии, а в сфере маркетинга, в которой Nvidia, похоже, имеет определённое преимущество.

Тем не менее конкуренция между такими гигантами, как ATI и Nvidia, которая в настоящее время обострилась, будет только способствовать внедрению настоящей 3D-графики на рынке мобильных систем.

 

Источники информации:

  1. Статья ATI Releases Mobility Radeon, www.tomshardware.com.
  2. Статья ATI Mobility Radeon Preview, www.anandtech.com.

Дата публикации: 8 мая 2001 года.


Поделиться информацией