ГлавнаяКонтактыКарта сайта
ЕПОС
О компанииКомпьютерная криминалистикаВосстановление информацииЗащита информацииПроизводство и ITСервисНаши разработки

Расследование инцидентов, компьютерная криминалистика, информационная безопасность

Книжная серия Взгляд на жесткий диск изнутри




Архив статей


25.01.1999
Интернет, интранет и малый бизнес

Вячеслав ОВСЯННИКОВ
ведущий специалист фирмы «ЕПОС»

Сейчас трудно найти человека, который ничего не слышал бы о интранете, не говоря уж об интернете. Очень часто под термином «интранет» подразумевается корпоративная сеть. Наверное, поэтому деятели малого бизнеса, услышав термин «корпоративная», теряют к этой теме интерес, считая, что им далеко до таких решений. На самом же деле за словом «интранет» стоит скорее хороший способ организации коллективной работы, чем конкретный набор технических решений. В основе сети интранет лежат технологии, отработанные в глобальной сети интернет (отсюда и созвучное название). Что же касается стоимости создания интранета, то в большинстве случаев она оказывается ниже, чем у любых других вариантов построения собственной сети.

Так что же такое интранет?

Вместо того, чтобы давать строгое определение, позвольте просто пояснить этот вопрос на примерах.

Работа «по старинке»

Традиционно при наличии в офисе 2...3-х компьютеров они связываются между собой одноранговой сетью. Это – сеть, в которой все компьютеры являются равноправными. Не требуется сервер. Каждый пользователь выделяет в общее пользование определенный ресурс (часть емкости своего жесткого диска). В общее пользование выделяется также принтер. Для работы в интернете необходимое программное обеспечение и оборудование (модем) устанавливается на одном из компьютеров. Для обмена электронными документами копия необходимого документа помещается отправителем сразу на диск адресата. Такая схема действительно очень хорошо работает, но только тогда, когда все сотрудники расположены в одной комнате. Ее недостатки проявляются при увеличении количества компьютеров в сети.

Когда количество компьютеров в сети становится порядка 5-ти и более, да еще в разных комнатах, одноранговая сеть становится плохо управляемой (с точки зрения организации коллективной работы пользователей). Приходится устанавливать выделенный сервер. Сервер выполняет определенные сетевые функции (по крайней мере, осуществляет контроль прав доступа пользователей к информации). Стоит он дорого. Но каковы его полезные функции, направленные на повышение производительности труда сотрудников? Довольно часто на сервере просто выделяется в общее пользование один каталог, через который осуществляется обмен электронными документами «по старинке». В другом каталоге сервера хранятся все документы, которые могут потребоваться сотрудникам (прайс-лист, образец договора и т.д.). Это неминуемо приводит к превращению диска сервера в неупорядоченную «свалку». Найти что-нибудь в ней очень трудно. Часто приходится просматривать несколько папок или открывать много документов для поиска нужного. На этот поиск и расходуется вся производительность сети. Для передачи документа тратится времени даже больше, чем если бы обмен осуществлялся дискетой. Кроме того, при пересылке содержание документа становится доступно не только адресату, но и всем сотрудникам офиса. В результате:

  • существенно увеличилась стоимость сети (установлен сервер);
  • ухудшилась общая производительность труда.

Дальнейшее увеличение количества подключенных к сети пользователей только усугубляет эти проблемы и добавляет новые – в виде необходимости постоянного увеличения производительности сети и сервера (читай: выделения дополнительных денег для поддержания работоспособности). Соответственно, стоимость сети возрастает значительно быстрее, чем количество подключенных к сети пользователей, а эффективность их совместного труда непрерывно ухудшается. Когда фирма «взрослеет» и у нее появляется еще один офис, пороки переросшей себя сети дают о себе знать в полный голос. В ряде случаев удаление офисов друг от друга не очень большое, иногда порядка 300...500 м. Однако прокладка кабеля в городских условиях может повлечь настолько серьезные трудности (и технические, и финансовые), что офисы так и остаются полностью автономными. Предложение же об организации удаленного доступа к сети по обычным телефонным линиям через модем не устраивает заказчика. В качестве довода утверждается, что пропускная способность телефонного канала недостаточна. Проанализировав задачи, которые решаются в локальных сетях малых офисов, специалисты компании «ЕПОС» пришли к неутешительному выводу: пропускная способность телефонных каналов недостаточна не потому, что она мала, а потому, что практически нигде не предпринимается никаких мер для повышения эффективности совместной работы сотрудников в коллективе. Несмотря на увеличение количества пользователей сети, задача состоит в организации скоростной локальной сети, единой для всех офисов. С этого момента остается только пожалеть выброшенные на автоматизацию деньги.

Но есть ведь и другой путь!

Как работает интранет

Если выбрать самое главное (по крайней мере, для малого бизнеса), то для того, чтобы вашу сеть можно было назвать «интранет», необходимо, чтобы:

  • обмен информацией между участниками осуществлялся с помощью электронной почты;
  • поиск информации осуществлялся по ссылкам на эту информацию, расположенным в одном, известном всем хранилище (web-сервере).

Для организации внутренней электронной почты и внутреннего web-сервера достаточно долго не потребуется установка дополнительных элементов в локальной сети. Все программное обеспечение, необходимое для организации интранета, можно установить на вашем выделенном сервере локальной сети.

Обмен документами в интранете

Для обмена документами на сервере устанавливается система электронной почты. Это почта внутри офиса (аналогично внутренней АТС). Однако работа с ней ничем не отличается от работы электронной почты интернета. Пересылка необходимого документа любому сотруднику может осуществляться даже без выхода из текстового редактора Word. Почтовая система гарантирует, что документ будет доставлен адресату (и только ему), даже если адресата в момент отправки нет в офисе. Система может известить отправителя о доставке документа. Это очень правильная и удобная организация обмена документами. Кроме того, современные почтовые системы имеют много дополнительных возможностей (ведение общего календаря, общего плана работ, рассылка документа по определенному маршруту и др.). Тот, кто пользовался в офисе внутренней системой электронной почты, наверняка знает, что после некоторого периода привыкания сотрудники уже не хотят переходить к старой системе непосредственной передачи файлов из каталога в каталог. Исчезает «свалка» на диске сервера. Но самое главное, почтовая система не требует обязательной связи абонентов посредством локальной сети. Ей вполне достаточно обычного телефонного канала. Поэтому подключение удаленного офиса осуществляется легко и дешево. Если телефонным каналом объединяются офисы, в каждом из которых уже существует локальная сеть с выделенным сервером, то обмен почтой серверы будут осуществлять самостоятельно в назначенное время (в соответствии с настройками). Сотрудники же будут получать корреспонденцию в удобное для них время со скоростью, определяемой пропускной способностью локальной сети.

Поиск информации в интранете

Об этом необходимо сказать особо. Очень часто руководители фирм даже не догадываются (наверное, у них просто не хватает на это времени), насколько необходим их сотрудникам «поиск информации». Оказывается, в большинстве случаев это – очень важная часть деятельности сотрудников в любом офисе.

Примеры:

  • курсы валют;
    необходимы постоянно большинству сотрудников. Значит, бухгалтер предприятия должен довести ежедневно новый курс до всех сотрудников, а они, в свою очередь, должны его где-то запомнить;
  • прайс-листы;
    сейчас обновляются почти каждый день. Сотрудники, непосредственно осуществляющие торговые операции, должны иметь актуальную копию прайс-листа. Но даже разговор клиента с техническим специалистом, например, заканчивается вопросом «сколько это стоит». Поэтому прайс-лист должен быть доступен всем сотрудникам фирмы в любое время;
  • – менеджер по продаже товара может не знать некоторых технических характеристик товаров. Хорошо бы иметь быстрый доступ к этим характеристикам в любое время.

Для организации поиска информации по интранет-технологии на вашем сервере локальной сети устанавливается программное обеспечение web-сервера и формируется «начальная страница» предприятия. По существу, на вашем внутреннем web-сервере начальная страница – это просто оглавление всей информации, которая может понадобиться любому сотруднику. Каждый пункт оглавления имеет ссылку на соответствующий документ независимо от места его хранения. Любой сотрудник может даже не догадываться, как это устроено, но, запустив любой стандартный браузер, он может выбрать необходимый ему пункт (например, прайс-лист) и нажатием кнопки мыши получить доступ к самой свежей копии необходимого документа. Сотрудник же, отвечающий за подготовку того или иного документа, корректирует только одну копию документа и не заботится о доставке его другим сотрудникам.

При наличии телефонного канала связи с удаленным офисом такие же возможности получат и сотрудники удаленного офиса.

Интеграция с интернетом

Сейчас бизнес уже немыслим без тесной интеграции с интернетом. Как правило, выход в интернет необходим нескольким сотрудникам офиса, а линия связи с провайдером – только одна. Для повышения эффективности деятельности сотрудников офиса на том же самом сервере локальной сети необходимо установить proxy-сервер. Современные версии proxy-серверов имеют достаточно мощные средства защиты локальной сети, что само по себе немаловажно. Но основное предназначение proxy-сервера состоит не в защите локальной сети, вопреки довольно распространенному мнению, а именно в обеспечении коллективного доступа в интернет. При установленном proxy-сервере сотруднику не потребуется знание пароля для подключения к провайдеру или какие-либо другие сведения. Запустив на своем компьютере браузер, он таким же образом, как получает прайс-листы и другую информацию из локальной сети, может попасть на любой web-сервер. Такой доступ смогут получить только те сотрудники, кому это право разрешено, при этом proxy-сервер будет вести учет времени использования сети интернет каждым из сотрудников, а также список узлов, которые сотрудник посещал. Одновременно несколько человек могут осуществлять поиск информации в интернете (с несколько меньшей скоростью), не мешая друг другу. Все сотрудники могут также отправлять электронную почту через интернет. Сейчас можно за умеренную плату получить собственное доменное имя (уникальное имя организации в интернете). Имея свое доменное имя, очень легко настроить всю систему таким образом, чтобы каждый сотрудник имел собственный адрес электронной почты. Это дает возможность каждому сотруднику как отправлять, так и принимать электронную почту. Одной точки подключения к интернету будет достаточно, чтобы такие возможности обеспечивались и в основном офисе, и в удаленном, в том числе и при соединении офисов только по телефонным каналам. Отдельным сотрудникам может быть предоставлена возможность пользоваться всем комплексом рассмотренных услуг даже с домашнего компьютера или ноутбука.

Отправка факсов

Несмотря на широкое распространение электронной почты, факс, видимо, еще долго будет оставаться одним из самых важных элементов офиса. Очень много фирм по различным причинам все еще не имеют электронного адреса, и отправить им какой-либо документ можно только по факсу. Если в офисе имеется локальная сеть с выделенным сервером, отправку факсов также можно автоматизировать. Установка факс-сервера позволит всем сотрудникам (естественно, которым это разрешено) отправлять факсы прямо из текстового редактора Word. При этом, дав команду отправить факс, пользователь может сразу же забыть о нем. Все заботы о дозвоне до адресата возьмет на себя факс-сервер.

Установив и сконфигурировав все рассмотренные службы, вы увидите, что работа в офисе станет более ритмичной и четкой. Более того, установка в локальной сети выделенного сервера уже не будет затратой только на обеспечение работоспособности самой локальной сети. Сервер будет загружен работой полностью и начнет честно отрабатывать затраченные на него средства.

Интранет без проблем

За рамками статьи намеренно остались вопросы выбора программного обеспечения и технические подробности конфигурации сети. Эти вопросы необходимо решать всегда конкретно для конкретного заказчика. Во всяком случае, программное обеспечение для организации интранета существует практически для любой операционной системы. И возможности программного обеспечения для интранета у различных производителей очень близки. Ведущие производители программного обеспечения предлагают с приличной скидкой готовые пакеты для малого бизнеса (пакет "intraNetWare for Small Business" от Novell, пакет "Back Office for Small Business" от Microsoft), которые включают все необходимое для организации интранета в малом бизнесе. Существуют даже варианты построения интранета в одноранговой сети, не имеющей выделенного сервера. Если вас пугает сложность настройки, то можно обратиться к специализированной фирме для первоначальной установки и конфигурации интранета (в журнале "Hot Line" приводятся десятки телефонов фирм, предлагающих подобные услуги). Дальнейшее поддержание работоспособности интранета вполне по силам компьютерщику средней квалификации. Если же основной профиль вашей фирмы очень далек от техники, если нецелесообразно содержать своего специалиста-компьютерщика, то можно заключить договор на обслуживание со специализированной фирмой. Впрочем, если у вас есть локальная сеть, но нет соответствующего специалиста, заключить такой договор целесообразно независимо от принципов построения этой сети. Кстати, чаще всего это и обходится дешевле, чем содержание своего специалиста.


Поделиться информацией