ГлавнаяКонтактыКарта сайта
ЕПОС
О компанииКомпьютерная криминалистикаВосстановление информацииЗащита информацииПроизводство и ITСервисНаши разработки

Расследование инцидентов, компьютерная криминалистика, информационная безопасность

Книжная серия Взгляд на жесткий диск изнутри




Архив статей


29.10.2001
Надежды маленький оркестр под управлением DV

Богдан ПЕНЮК, начальник исследовательской лаборатории компании «ЕПОС»
Ян ИВАНИШИН, выпускающий редактор телепрограммы «Наше вiйсько»

В последние годы на человека, интересующегося редактированием видео на персональном компьютере, обрушилась настоящая лавина информации. А ведь ещё совсем недавно её собирали по крупицам и многие технологии, в том числе и самые простые, приходилось осваивать вслепую. Но в мире информационных технологий всё меняется очень быстро. Недоступные ранее обычному пользователю возможности и информация о них сегодня доступны всем желающим. Попробовать свои силы в видеопроизводстве (пусть даже и в создании самого простого домашнего фильма) может практически каждый обладатель персонального компьютера (ПК) и видеокамеры. В зависимости от замыслов может потребоваться либо совсем немного, если в итоге должен получиться фильм для домашнего видеоархива, или очень много, если в замыслах – создание фильма "Jurassic Park 4". Об этом и поговорим.

Кто мы?

Аудитория людей, занимающихся видеопроизводством на ПК разнообразна.

Одни приходят в этот увлекательный мир из профессиональной среды видеопроизводителей, ещё вчера улыбавшихся при слове "мультимедиа". И это естественно, ведь тогда слово "мультимедиа" больше ассоциировалось с наличием в ПК звуковой карты и рёвом умирающих монстров в игре DOOM. Но в наши дни оправдываются порой даже самые несбыточные желания любителей и профессионалов. Хотя всё равно находятся скептики, доверяющие исключительно традиционным способам монтажа видео или кино. Их совершенно не впечатляет прогресс в области информационных технологий (ИТ). И их никакими уговорами не заманишь за клавиатуру. Уровень профессионализма многих из них позволяет делать шедевры и на монтажных столах зари телевидения или кинематографа. Но это скорее исключение, чем правило.

Другие – это люди, пришедшие в видепроизводство на ПК из компьютерщиков. В большинстве своем это опытные пользователи и программисты. В том числе и "спецы" мультимедиа, доросшего до профессионального видео. Многие из них просто гениальны, но большинству из них порой не хватает знаний законов монтажа и основ режиссуры.

Ну и третьи, составляющие наверняка самую многочисленную группу, это читатели - мечтатели. Знатоки всех новостей и новинок. Терпеливые собиратели средств на собственную видеокамеру и ПК с платой монтажа. В конце концов, им это удаётся. Но зачастую после этого неизбежно возникают сомнения и вопросы – не слишком ли дорогое решение приобретено для решения довольно скромных задач? Или с другой стороны: позволит ли приобретенная дешевая плата реализовать все грандиозные замыслы?

Правильный ответ нужно найти до покупки, тщательно проанализировав рынок, на котором придется работать и сложность творческих заданий. Особенно важно знать историю вопроса и основные тенденции развития.

Лучше 500-го, но не 600-й

Лет 10 назад режиссер производящий телепродукт традиционным линейным способом считал обязательным наличие в аппаратной так называемого 500-го пульта, Sony DFS-500 рис.1., на то время одного из самых популярных среди профессионалов.

Рис. 1. Внешний вид пульта Sony DFS-500 с микшерным пультом и стойкой с магнитофонами

Это чудо телевизионной техники позволяло производить очень модные в то время эффекты, такие как, например, "страничка", "слайд". Накладывать на видео различные фильтры, такие как "рябь на воде" и другие. Подмешивать к видеосигналу титры от знакогенератора и еще много других приятных и полезных в видеохозяйстве вещей.

500-й окружали подающие магнитофоны, редакторский контроллер, звуковой микшерский пульт, знакогенератор для титропечати (наложения на изображение графики, титров) и рекордер – магнитофон, записывающий результирующий сигнал. Естественно аудио и видеомониторы. Всё это вместе называлось комплексом линейного монтажа, идеально подходящим для производства выпусков новостей или сюжетов. Такой комплекс великолепно справлялся, и справляется до сих пор, с небольшими и несложными, с точки зрения эффектов, задачами. Но если возникает необходимость в сложных многослойных спецэффектах, например, в полиэкране, (одновременном размещении на экране нескольких динамичных картинок), то возможностей пульта уже недостаточно. Для такого монтажа требовалось иметь под рукой несколько видеокассет, чтобы последовательно с кассеты на кассету накладывать видеослои – картинку за картинкой. Процедура эта линейная, отнимающая много монтажного времени и сил. При этом необходимо учитывать и то, что каждая перезапись, естественно, ухудшала качество исходного видеоматериала. Несмотря на то, что в последних цифровых решениях технология линейного монтажа улучшена, в целом это не решает проблему изготовления сложных многослойных эффектов, которые жизненно необходимы при производстве, например, рекламных роликов, музыкальных видеоклипов, учебных фильмов.

Решение – монтаж нелинейный. О нём мы поговорим несколько позже. А пока немного мистики.

"Старик Хотабыч " по-американски

Альтернативой DFS-500 стала исполняющая желания "волшебная лампа" от американской компании Pinnacle Systems - АЛЛАДИН. Этот пульт спецэффектов работал под управлением ПК (!) и в свою очередь управлял внешними устройствами – редакторским контроллером, звуковым микшерским пультом, магнитофонами. С помощью АЛЛАДИНа можно было буквально творить "чудеса" – выполнять настраиваемые пользователем сложные 2-х и 3-х мерные эффекты в реальном времени, набирать титры. Оставалось только "особым образом ритуально потереть мышкой о коврик" – и желания режиссера сбывались. Естественно, опять таки в рамках монтажа линейного. Но цена подобного интегрированного решения была уже значительно ниже. И основное его достоинство – в профессиональную работу активно включился "его величество" ПЕРСОНАЛЬНЫЙ КОМПЬЮТЕР.

Нелинейный - не значит кривой

Избежать ограничивающих фантазию режиссера линейных процессов в монтаже стало возможным с переносом всех монтажных процессов в одно устройство – ПК. Отныне наряду с линейным монтажом доступным стал и нелинейный монтаж (NLE- Non Linear Editing).

Идеология компьютерного нелинейного монтажа достаточно проста. С помощью специальной платы "захвата" или внешнего устройства, подключаемого к ПК, аналоговый видеосигнал преобразуется в цифровую форму и записывается на жесткий диск. Затем с помощью монтажной программы редактируется. Просто и наглядно! Технологию компьютерного монтажа с лёгкостью осваивают даже профессиональные режиссеры кино, привыкшие работать с плёнкой. По своей сути принцип тот же. Записанные в цифровом виде на жёстком диске кадры в нужной последовательности расставляются на виртуальной монтажной линейке, наглядно перемешиваются эффектами, обрабатываются необходимыми фильтрами. На звуковых дорожках - соответственно дикторский текст, музыка, нужные синхронные шумы. К ним также можно применять различные фильтры. Количество слоёв видео и звука, способно удовлетворить любые запросы режиссера. Например, в монтажной программе Adobe Premier 6.0 их 99 (!). Это, конечно же, намного больше, чем реально может понадобиться. Готовый монтажный проект, в зависимости от аппаратных возможностей, просчитывается в отдельный результирующий файл или непосредственно в режиме реального времени подаётся на видеомагнитофон для сгона (записи) на ленту.

Громадное преимущество такого способа монтажа в отсутствии необходимости постоянной перемотки кассет для выбора нужного эпизода. Это не только бережёт дорогостоящий лентопротяжный механизм профессионального магнитофона, но и существенно сокращает время монтажа. Любые необходимые видеофрагменты на HDD доступны практически мгновенно и в необходимой последовательности.

Справедливости ради, нужно сказать и о времени, которое необходимо затратить для оцифровки (записи) видео. Но эти временные затраты с лихвой компенсируются последующей скоростью доступа к видеофайлам и фрагментам. К тому же сегодня простая перезапись на диск – вчерашний день. Некоторые комплексы предполагают ускоренную передачу видео от магнитофона к ПК (например, монтажная станция SONY ES-7 при наличии соответствующего видеомагнитофона позволяет записывать видео с четырёхкратной скоростью). К тому же, в программах монтажа предусмотрена пакетная запись по заранее введённым временным кодам, прописанным на ленте (каждый кадр имеет свой уникальный временной код). А в составе программного обеспечения некоторых плат имеются собственные утилиты, существенно облегчающие нелёгкий, но интересный труд режиссера.

Впрочем, нелинейный видеомонтаж не так уж и молод, как может показаться на первый взгляд. Решения на базе мощных (не персональных) компьютеров существуют давно. Так, например, очень давно, когда у нас и компьютеров то порядочных не было, на первой выставке "ТЕЛЕРАДИОЯРМАРКА", проходившей в Киеве, демонстрировался комплекс AVID. Стоил он денег, соизмеримых с ценой полной студии линейного монтажа и, естественно, был доступен только для центральных каналов телевидения и очень богатых студий. Дешевле обходился PVR – решение от компании Perception (PVR – Perception Video Recorder). Технология монтажа была реализована на мощном, на тот момент, ПК, но всё равно такое решение нельзя было назвать доступным для широкого круга любителей домашнего видео. Поэтому доступ к передовым технологиям монтажа имели только работники крупных организаций. Рядовому же составу, например, режиссерам региональных компаний и независимым продюсерам оставалось или закладывать в сметы своих творений существенные суммы на аренду чудо-техники или ждать более доступных решений.

Соломинка, ломающая спину верблюду

На наш взгляд ею стала PCI плата немецкой компании FAST MULTIMEDIA AG – "FAST AV MASTER", рис. 2. Нелинейный монтаж на обычном ПК стал доступен массам! Стоимость этой платы составляла около 2000 USD. Она позволяла записывать на диск (IDE!!!) компрессированное видео через аналоговые входы VHS или SVHS, редактировать его с помощью программы ULEAD MEDIA STUDIO 2.5, входящей в комплект поставки, и выдавать готовый результат на такие же аналоговые выходы VHS и SVHS.

Рис. 2. Внешний вид FAST AV MASTER

Плата FAST AV MASTER стала настоящей находкой для небольших студий, работавших в формате SVHS. Правда, по отзывам многочисленных пользователей, она была несколько сложна в настройке и капризна, но конечный результат с лихвой оправдывал все затраченные на настройку усилия.

"Ведро" компрессии

Старая армейская шутка о ведре компрессии, которое поручают принести "опытные" старшие товарищи молодому солдату, проверяя его сообразительность, как никогда актуальна сегодня и для новичков в видеомонтаже на ПК. Поначалу их просто шокирует колоссальное количество незнакомых терминов. Особенно тех, кто до этого вообще не имел дела с компьютерами. Среди наших знакомых есть девушка – художник, прекрасно работающая в сложной программе композитинга Adobe After Effects, но впадавшая в состояние близкое к панике при необходимости создать каталог на диске или произвести какие-либо манипуляции с файлами. Этот недостаток в образовании был устранён в течение 10 минут уверениями, что "это не сложно" и небольшой практикой. Случай анекдотичный, но показательный.

Рискуем утверждать, что и среди активных "монтажников" на ПК много тех, кто не знает о компрессии видео. Позвольте несколько слов на эту тему, довольно важную, для планирующих разжиться парой-тройкой видеомонтажных комплексов.

Основная проблема, возникающая при обработке видео – это огромный объем данных и, что более важно, очень большой поток этих данных при записи. Необходим очень мощный компьютер (и, в первую очередь, с высокопроизводительной дисковой системой) только для того, чтобы фильм «согнать» из видеомагнитофона на жесткий диск компьютера. Для уменьшения потока данных применяется специальное кодирование данных и сжатие данных (Сжатие данных это и есть компрессия, ее в ведро не нальешь).

Кодирование, это просто:

Для отображения цвета каждой точки требуется 24 двоичных разряда, по 8 разрядов для каждого из трех основных цветов – красного, зеленого и синего (Цветовая палитра RGB). Однако, глаз очень чувствителен к яркостной составляющей и менее чувствителен к цветовой. Поэтому яркостная составляющая каждой точки каждого кадра передается 8 разрядами. Но цветоразностные сигналы (R-Y и B-Y) передаются не для каждого кадра. Например, схема кодирования 4:2:2 означает, что для четырех выборок яркостной составляющей передается только по две выборки цветоразностных.

Такое кодирование (точнее говоря, схема преобразования) существенно уменьшает поток данных при записи. Но все равно цифровой поток остается очень большим. Например, для схемы 4:2:2 цифровой поток составляет около 177 Мбит/сек.

Для записи такого непрерывного потока данных также нужен не просто ПК с высокопроизводительным процессором, но и мощная дисковая подсистема способная успеть записать эти данные без пропусков и искажений. Да и объем дискового пространства для записи хотя бы одного часа видео должен быть довольно внушительным. (Продолжая вышеприведенные выкладки можно посчитать, сколько дискового пространства необходимо для записи, например, 10 минут, одного или нескольких часов видео). Естественно стоимость подобного интегрированного решения достаточно высока и не по карману рядовому пользователю. Для уменьшения потока данных, и экономии дискового пространства применяются различные способы сжатия сигнала. Сегодня наибольшее распространение получил стандарт сжатия MJPEG. Принято считать, что сжатие до пяти раз, то есть с коэффициентом 5:1, этого стандарта позволяет сохранить качество формата Betacam SP без видимых для глаза погрешностей (артефактов). Соответственно уменьшается поток данных и требования к аппаратному обеспечению монтажного комплекса. Что же касается наиболее узкого места – дисковой подсистемы, то в этом случае удаётся использовать даже диски IDE с частотой вращения 7200 об/сек., что значительно удешевляет решение. В настоящее время всё большее распространение получает еще более прогрессивный формат сжатия MPEG2.

Поток данных сжатого оцифрованного видео может составлять 25 или 50 Мбит в секунду. Это тоже немало, но уже доступно для большинства современных компьютеров.

Запомнить же необходимо главное – чем выше степень компрессии любого формата, тем больше заметных глазу артефактов, особенно в многослойном монтаже. Но зато и требуется меньше ресурсов ПК. И наоборот. Нужный компромисс каждый должен найти сам.

Когда в друзьях согласье есть...

В середине 90-х минувшего столетия более полусотни ведущих мировых производителей электронной техники, объединив усилия, (!) разработали и приняли на вооружение новый доступный цифровой формат записи видео с компрессией 5:1 на магнитную ленту. Назвали этот формат – DV (Digital Video). Революция, о которой даже не могли и мечтать "видеобольшевики", свершилась! Аврора нового доступного цифрового стандарта выстрелила с такой силой, что аналоговый стандарт SVHS забился в предсмертной конвульсии, а Betacam SP – недостижимая мечта небольших студий, дрогнул и начал сдавать позиции.

Ещё бы – DV это разрешение 500 линий по горизонтали, 54 дБ отношение сигнал-шум (у Betacam SP – 51 дБ), и ширина частотного диапазона цветопередачи 1,5 МГц (равна Betacam SP). И это все в цифре !!! А значит никаких потерь качества при перезаписи. В дуэте с протоколом передачи данных IEEE 1394 формат DV спел, наверное, самую хитовую песню со времён изобретения телевидения.

Вскоре на рынке появились первые видеокамеры нового цифрового стандарта DV. Это SONY DCR VX 1000, PANASONIC EZ-1. И, наконец, SONY DCR VX 9000 – наиболее профессиональная модель стандарта DV на то время. Всяческая перспектива дальнейшего развития аналоговых стандартов SVHS и НI 8, в которых в основном работали небольшие и региональные студии, сошла на нет.

Новые цифровые камеры позиционировались как продвинутые бытовые, но техническое качество отснятого материала позволяло свободно использовать их и для профессионального видеопроизводства. Даже тренированный глаз видеоинженеров и монтажёров поначалу не мог отличить на мониторе источник Betacam SP от DV. Порой субъективно второму даже отдавали предпочтение из-за яркой, насыщенной цветом картинки.

Но всё же о DV продолжали говорить, как о бытовом формате цифровой видеозаписи. Для профессиональной работы вечные соперники SONY и PANASONIC выпустили собственные форматы DVCAM и DVCPRO соответственно. Вся штука в том, что реально в основе этих форматов был всё тот же DV. Улучшения носили, скорее всего, косметический характер. Больше удобств для линейного редактирования, большая скорость движения ленты, улучшенное качество плёнки, но сигнал остался тот же – DV. В камерах этих форматов реальное улучшение в качестве давали лишь профессиональная оптика и ПЗС матрицы большего размера.

Разумнее всех поступила компания JVC. Проанализировав ошибки и достижения конкурентов, она не стала придумывать собственный формат для этого сектора рынка, а довела DV до профессионального совершенства. И назвала свою линейку оборудования - Professional DV. Таким образом, даже рядовые пользователи смогли сделать шаг вперед в качестве отснятого материала. Не меняя формат, а, просто заработав денег, купить только камеру Professional DV от JVC – DV-500, 550 или 700 и продолжать работать дальше с привычными кассетами формата miniDV.

Но оставим войну форматов. Главное – появление камер формата DV стало катализатором развития технологии монтажа на ПК. Зачем оцифровывать аналоговое видео, если можно снимать сразу в цифре?!

Далее все упиралось лишь в КОДЕК (устройство КОДирования и ДЕКодирования). Нужен был "переводчик". Аппаратный или программный.

Первое время на рынке кодеков безраздельно царила SONY. Их "детище" DVВК-1 выполняло нужные цифровые преобразования в реальном времени. Установленная на него цена была несколько завышенной (или скорее безразмерной) – около полутора тысяч долларов. Это удорожало устройства, его использующие.

Герой нашего времени

Уже известная нам компания FAST MULTIMEDIA одной из первых предложила достаточно профессиональное, но доступное решение – FAST DV MASTER на базе аппаратного кодека SONY DVВК-1 по цене около 3 000 USD. В отличие от популярной, в то время, платы FAST AV MASTER, FAST DV MASTER кроме аналоговых входов и аналоговых выходов имел еще и два цифровых (DV) входа-выхода в стандарте ІЕЕЕ 1394. Особенность интерфейса 1394 в том, что через один и тот же разъем, а, следовательно, по одному и тому же кабелю сигнал может передаваться в обе стороны. Но и это еще не все. По этому же кабелю передаются сигналы управления магнитофоном или камерой.

Рис. 3. Плата нелинейного монтажа FAST DV MASTER

Еще одной отличительной особенностью данной платы видеомонтажа является также и наличие профессионального компонентного выхода на выносном блоке. В комплект поставки входила монтажная программа ULEAD MEDIA STUDIO 2.5, позволявшая производить с оцифрованным видео необходимые творческие манипуляции. FAST DV MASTER также работал и с более профессиональными программами монтажа – Adobe Premier и Speed Razor. Наличие аппаратного кодека позволяло использовать плату и в качестве транскодера цифровых и аналоговых сигналов в реальном времени.

Одно лишь омрачало жизнь видеотруженнику. Средствами монтажных программ было весьма проблематично записывать на HDD материал большого объема. В FAST DV MASTER для этого предлагалась программа DV Manager. Работала она под управлением операционной системы Windows 98 и, соответственно, не могла записывать видеофайл на диск более 2 (двух) Гбайт. Что составляло около 9 минут видео с постоянной компрессией 5:1 (ограничение на длину файла в FAT 32). Соответственно и готовый фильм или ролик, превышающий данное требование, необходимо было просчитывать фрагментами по 9 мин. Затем для сгона на ленту составлять из просчитанных фрагментов список (Playlist) в DV Manager. Нужно отдать должное этой программе – на ленте места стыков найти не удавалось (искали специально). В последующих версиях программа DV Mеnager при оцифровке видео уже сама автоматически разбивала загоняемое видео на фрагменты по 9 мин, присваивая им порядковые номера, дабы затем пользователь мог корректно собрать исходный материал в монтажной программе. Представьте, сколько дополнительного времени уходило на все эти загоны-просчёты-сгоны. Но, к сожалению, когда FAST DV MASTER корректно заработал в операционной системе Windows NT, что сняло проблему ограничения длины файла, были уже выпущены другие, более совершенные платы.

Правда у видеохудожников плата FAST DV MASTER популярна и по сей день, так как поддерживает работу с профессиональными программами композитинга ADOBE AFTER EFFECTS и трёхмерного моделирования 3D STUDIO MAX. А наличие аналогового RGB выхода позволяет сбрасывать готовый материал в профессиональном качестве на магнитофон в формате Betacam SP, что обычно и требуют заказчики.

Описание возможностей (и "невозможностей") платы FAST DV MASTER важно для понимания дальнейших тенденций в развитии технологий нелинейного монтажа. По достоинству оцениваешь преимущества технического прогресса ИТ в этой области, только после сотен ночей, проведённых перед монитором в ожидании результата работы.

Естественно, FAST DV MASTER не был единственным решением для NLE. Но самым доступным из профессиональных. Существовали и другие платы, реализованные на кодеке программном. Это DPS SPARK, MiroVIDEO DV100/200/300. Их цена не превышала 1000 USD. Но на этих платах отсутствовали аналоговые компонентные выходы. И так как использовался программный кодек, то значительно увеличивалась нагрузка на центральный процессор, количество ошибок при монтаже, не редкими были зависания системы. И, естественно, казавшееся очень большим, время ожидания результата рендеринга.

Осталось только добавить, что все эти платы были одопотоковыми. То есть способными воспроизводить и обрабатывать лишь один поток видео в реальном масштабе времени.

Not "make movie", make money !
(не делайте кино, делайте деньги !)

Именно сообщение программы ADOBE PREMIER версии 4.2 "make movie", появляющееся во время рендеринга, легло в основу рекламного слогана нового изделия для монтажа – "REEL TIME", от американской фирмы PINNACLE SYSTEM. За двойную цену платы FAST DV MASTER предлагалась возможность монтажа двух видеопотоков в реальном времени в программе ADOBE PREMIER под управлением операционной системы Windows NT.

Рис. 4. Плата REEL TIME фирмы PINNACLE SYSTEM

REEL TIME, рис. 4, это полноразмерная PCI плата с внешним модулем для подключения периферийных видеоустройств. В том числе и профессиональной техники. Для работы с DV устройствами опционально поставлялась отдельная плата стоимостью более 1000 USD.

Это был уже совершенно новый подход в реализации идеологии монтажа на ПК. Отсутствовали ограничения на длину видеофайла. Загон материала и последующий сгон осуществлялся непосредственно средствами монтажной программы. Имелась возможность установки регулируемой степени компрессии. В реальном времени получались красивые, "живые" двумерные эффекты в виде различных микшируемых шторок и слой титров или графики поверх видео. Всё это давало режиссеру немыслимые ранее возможности и главное - колоссальную экономию времени.

Рис. 5. Плата REEL TIME фирмы PINNACLE SYSTEM с "холодильником".

Расстраивала только "глюкавость" изделия. Зависание во время работы и частая перезагрузка системы – вот постоянные спутники работы на REEL TIME. Причем в различных конфигурациях ПК ошибки были одни и те же. В последней версии драйвера "глюкавость", наконец, закреплена официально утилитой "REEL TIME Rezeter". Стало возможным "обнулять" плату без перезагрузки системы, что иногда существенно экономит время. Ещё один минус – большое количество тепла, выделяемого платой во время монтажа. Что также отражается на устойчивости всей системы. Специалистами исследовательской лаборатории компании "ЕПОС" даже был разработан эксклюзивный REEL TIME - холодильник, рис.5., до сих пор исправно работающий в одной из монтажных станций.

Боливар не выдержит двоих ?

Немногим ранее американской фирмы PINNACLE SYSTEM своё решение для монтажа на ПК - DigiSuite предложила известная канадская компания MATROX. По цене, правда, вдвое превышающей REEL TIME. Но по своим возможностям система DigiSuite, состоящая из 3 плат, была просто на высоте. Двухпотоковый монтаж с двух и трёхмерными эффектами в реальном времени, великолепные титры от INSCRIBER и многое другое.

Началась серьёзная бескомпромиссная битва за рынок.

PINNACLE SYSTEM анонсировала REEL TIME NITRO – к плате REEL TIME добавлялась плата трёхмерных эффектов. В свою очередь фирма MATROX анонсировала DigiSuite LE. DigiSuite LE – прямой конкурент REEL TIME, но с большими возможностями и устойчивостью. Решение от MATROX, например, поддерживало различные профессиональные программы видеомонтажа. Тогда как плата от PINNACLE SYSTEM могла работать только с Adobe Premier.

В битве гигантов на наш взгляд прослеживалась одна закономерность – американская компания стремится быстрее выпустить изделие на рынок и затем дорабатывать изделия "по месту, напильником". То есть частым регулярным выпуском обновлённых драйверов. Что, в общем, то не всегда помогает устранить ошибки "железа". MATROX же, как нам кажется, на рынок выпускает более доработанные, добротные решения, хотя и несколько позже.

Именно так развиваются события в последнее время. MATROX продвигает собственные разработки, PINNACLE SYSTEM, похоже, занимается "скупкой мозгов". Тому пример новый виток "гонки вооружений".

Американцы продолжили линейку изделий MiroVIDEO DV100/200/300 платой PINNACLE DV500, рис.6. И она стала настоящим хитом! Менее чем за 1000 USD режиссер имел двухпотоковую плату нелинейного монтажа практически с возможностями REEL TIME, правда, без профессиональных компонентных входов/выходов, но с двумя разъемами IEEE 1394. К зиме 1999 года она уже стала доступной пользователям, с нетерпением её ожидавшей.

Рис. 6. Плата нелинейного монтажа PINNACLE DV500 Plus

Канадцы свою разработку – RT2000, рис. 7., анонсировали ещё раньше. Летом 1999, но к выпуску в свет PINNACLE DV500 не успели.

Во времена СССР был такой анекдот: "Если по радио сказали, что теперь на всех хватит продуктов, то выдавать их будут по телевизору..." В то время как коробки с DV500 с лихорадочной активностью раскупались, специалисты фирмы MATROX "по телевизору" (точнее на страницах своего сайта http://www.matrox.com) рассказывали почему RT2000 лучше.

Шли долгие месяцы. На DV500-й были смонтированы сотни фильмов, сюжетов, реклам. Радости пользователей не было предела – изделие окупало себя практически с первого серьезного заказа.

Ну а RT2000? Она действительно была лучше, но как в анекдоте – по телевизору.

Рис. 7. Плата нелинейного монтажа MATROX RT2000

Только в мае 2000-го года RT2000 стала доступна. Возможности изделия от MATROX действительно поражали, но многие пользователи, уже привыкшие к DV500 отнеслись, как и следовало ожидать, к RT2000 скептически. Во-первых, стоит ли менять уже обкатанное решение на новое? И стоит ли за возможность иметь живые трёхмерные эффекты доплачивать некоторую сумму денег, или лучше их бесплатно просчитать на том, что есть? И что это за привязка только к одному видеоадаптеру?

Дело в том, что RT2000 действительно состоит из двух плат. Платы видеомонтажа и видеоадаптера MATROX G400. Они соединяются между собой кабелями как внутри, так и снаружи системного блока. Таким образом, пользователь "привязан" к видеокарте MATROX G400 и заменить ее может только вместе с монтажной платой. Насколько большой это недостаток – судить каждому. Нам кажется, что появление более производительных игровых 3D видеоадаптеров не повод для отказа от RT2000. Ведь видеоадаптер G400 в этой системе не совсем обычный. Он специально адаптирован под эксклюзивную технологию компании MATROX "FLEX 3D", позволяющую получать живые 3D (!!!) эффекты потрясающего качества. В DV500 эти же эффекты, к сожалению, не только требуют рендеринга, но и выглядят уж очень "мультимедийно".

Компании MATROX удалось, за цену, правда, на треть превышающую по стоимости решение от PINNACLE (но ведь цена с видеокартой!), реализовать 3D эффекты действительно не уступающие по качеству профессиональным пультам видеоэффектов линейных студий монтажа. В этой технологии видео натягивается на полигональную структуру и реально выглядит 3D – объемно.

Если вы позиционируете свой компьютер как монтажный, приносящий доход, то карта G400 FLEX 3D для вас устареет еще не скоро. Небольшой прирост производительности в игровых приложениях не может компенсировать возможность обработки трехмерных эффектов в реальном времени с помощью G400.

Если же для вас компьютер, просто интегрированный центр для решения самых различных задач, в том числе и для игр, что ж, G400 действительно быстро устареет. Но при этом нужно учесть – мирно соседствовать с "игрушками" не сможет ни одна монтажная карта. Рано или поздно все равно начнутся проблемы, на решение которых может понадобиться очень много времени, а то и денег.

С платами RT2000 и DV500 мы работаем с момента их появления на рынке. У нас была возможность сравнивать оба решения. Наш вывод – оба решения достойные. Выбор остается за режиссером. На какую цену он рассчитывает, какие задачи будет решать – только ответы на эти и многие другие вопросы позволят сделать правильный выбор.

Поскольку в основе обеих плат используется микросхема DVxpress компании C-Cube, возможности 2х-мерных, DVE (Digital Video Effect) практически равны, но как только назревает необходимость в наложении качественного 3D DVE эффекта, плата от MATROX становится вне конкуренции. В качестве альтернативы фирма Pinnacle предложила своим пользователям решение от Hollywood FX Copper – набор 3D эффектов с возможностью наращивания (Upgrade) до Bronze, Silver или Gold. Изменила фирма Pinnacle и аппаратную часть своего изделия. В первом варианте плата существовала в "двухпалубном" варианте, затем, примерно через полгода – в "однопалубном". В настоящий момент к названию PV500 прибавлена приставка PLUS и внутри красочной коробки лежит компакт диск с Adobe Premier 6.0 (а не 5.5) и еще несколько полезных дисков.

DV500 нам понравилась не сразу. Первая попавшая в руки плата категорически отказывалась работать по DV-интерфейсу. Вторая работала, но нестабильно. Постоянно висла при загоне видео по IEEE 1394. И только третья хорошо показала себя на всех режимах. Последняя версия DV500 Plus – просто прелесть. Работать с ней приятно. Драйвера устанавливать несложно. Поразила и стабильность в работе под Windows 98. Случалось, что за сутки непрерывной работы не было ни единого сбоя или зависания системы (!!!).

Первая RT2000, попавшая к нам на тестирование, на том же ПК, висла частенько. Зато качество эффектов RT2000 просто завораживало. А за их "живое" воплощение цена некоторой нестабильности, не слишком высока. В дальнейшем, по мере появления новых версий драйверов от нестабильности не осталось и следа.

Таким образом, рассматривая оба решения, мы можем рекомендовать следующее. Плата DV500 лучше подходит для монтажа новостей или фильмов с небольшим количеством простых эффектов, RT2000 – для более художественной работы.

Многих режиссеров к выбору DV500 склоняло наличие собственной утилиты раскадровки отснятого материала. Программа сканирует ленту и автоматически распознает места стыков кадров (включения и выключения записи на камере). Запоминает 1 кадр в галерею и присваивает ему порядковый номер. Затем имеется возможность выбрать для записи на диск только те кадры, которые необходимы для дальнейшей работы.

Эта возможность, к сожалению, только вскользь упоминается в обзорах. А зря. Нам известны режиссеры, которые выбирали DV500 исключительно из-за этой функции. И тот, кто всегда подходил к работе серьёзно – вручную составлял раскадровку отснятого материала, легко согласится с их выбором.

Тем не менее, фирма MATROX достойно ответила конкурентам. Новая версия драйвера – Mega Pack 3 также имеет утилиту для сканирования и оцифровки, которая запоминает не только первый, но и последний план каждого кадра.

Более того, в Mega Pack 3 – увеличено количество фильтров, расширен спектр 3D эффектов реального времени "взрывами", "рассыпаниями". Появилась возможность изменять параметры эффекта, также стало возможным обрезать кадр (crop) в любой временной точке его выполнения. Плюс традиционные для эффектов MATROX RT2000 цветные бордюры с возможностью размывания краёв. Замечательной особенностью была и остаётся возможность применять 2D и 3D эффекты к слоям видео или графики. Например, достаточно легко готовить анимированные титры – просто нужно присвоить выбранному неподвижному титру нужный эффект.

Ещё одна несколько скрытая, но очень интересная возможность не имеющая, правда, прямого отношения к монтажу. Это возможность запускать видеоадаптер в "дуальном" режиме и с помощью входящего в комплект MATROX G400 DVD плеера смотреть фильмы на телевизионном мониторе непосредственно через видеовыход стандартного выносного бокса с аналоговыми разъемами. Например, в Windows 2000 для этого нужно сделать альтернативный профиль загрузки. В нем деактивировать кодек RT 2000 и в настройках параметров видеоадаптера появится вкладка Dual-Head. Остается настроить параметры DVD-max и наслаждаемся фильмом. Звук при этом следует брать с выхода звуковой карты.

И последний рывок компании MATROX – на рынке появилась плата RT2500. В одиночном исполнении (!). Другими словами главный козырь DV500 – совместное использование с ней различных видеоадаптеров побит. Похоже "Боливар" действительно не выдержал двоих. Когда в "друзьях" согласья нет, выигрывает третий – пользователь. Вообще эта гонка на выживание пока всем на руку. И хорошо бы, чтоб PINNACLE имел в колоде еще достаточно козырей, а мы стали свидетелем новой гонки решений – дешевых решений – так как такая война двух гигантов идет и на рынке более "взрослых" плат. И американцы похоже, сдав некоторые позиции на этом рынке, бросят все силы на удержание рынка дорогих решений для Broadcasting (вещательного) производства. Например, с монтажной платой TARGA 3000. Ну а мы, всё же, надеемся на ответный удар, который, возможно, нанесёт PINNACLE и продолжит тем самым боевые действия именно на рынке более доступных решений – рынке DV.


Поделиться информацией